Основная образовательная программа основного общего образования




НазваниеОсновная образовательная программа основного общего образования
страница1/32
Дата публикации19.10.2018
Размер3.95 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
jara-doma.ru > Информатика > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Михаила Михайловича Куюкова»
Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №1

_______К.П.Тимофеев

Приказ № 207 от 30.08.16 г.
Основная образовательная программа

основного общего образования

(целевой раздел)

Рассмотрена

на педагогическом совете

протокол № 1

от 30.08.16 г.


Мысковский городской округ 2016 г.

Содержание

    1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности………………………….4

      1. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС……4

      2. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса………………………………………………………………………………………… 5

      3. Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений, а также особенностей формирования ИКТ-компетенций……………………………………………………………. 6

      4. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по развитию информационно-коммуникационных технологий ……………………………………………..8

      5. Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования……………………………………………………………………………………..9

      6. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий………………….12

      7. Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся……………………… 15

      8. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий ..................................................…………15

    2. Программы учебных предметов………………………………………………………...………16

      1. Общие положения………………………………………………………………………………..16

      2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования………………………………………………………………………………………17

        1. Русский язык……………………………………………………………………………………..17

        2. Литература……………………………………………................................................................22

        3. Иностранный язык……………………………………………………………………………….60

        4. Основы духовно-нравственной культуры народов России ……….………………………….64

        5. История России. Всеобщая история……………………………………………...…………….66

        6. Обществознание………………………………………. …………………………….…………..90

        7. География……………………………………………………………………………………...…93

        8. Математика ………………………………………………………………………………….…106

        9. Информатика…………………………………………………………………………………....124

        10. Физика……………………………………………………………………………………...……130

        11. Биология………………………………………………..............................................................135

        12. Химия…………………………………………………………………………………………....144

        13. Изобразительное искусство…………………………………………………………………....147

        14. Музыка…………………………………………………………………………………………..151

        15. Технология……………………………………………………………………………………...158

        16. Физическая культура…………………………………………………………………………...165

        17. Основы безопасности жизнедеятельности……………………………………………………168

    3. Программа воспитания и социализации обучающихся……………………………………...172

      1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

обучающихся…………………………………………………………………………………....175

      1. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся……. ………...... 177

      2. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся)………..................................................................................................................181

      3. Формы индивидуальной и групповой организации

профессиональной ориентации обучающихся……………………………………………….183

      1. Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с организациями дополнительного образования……………………………………………………………………………………..184

      2. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся

по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания……………………………………………………………………………………....185

      1. Модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………………………..187

      2. Описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся………………………………………………………………………………… 188

      3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся………………… ……………………………………………………………… 190

      4. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся …………..191

      5. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся…………………………………………………………….…….193

      6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся……………………………………...…………………………….195

    1. Программа коррекционной работы……………………………………………………………198

      1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования………………………………………………………………..198

      2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования………………………………………………………………………………..……199

      3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования ......…………………………201

      4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности .......................…………………………203

      5. Планируемые результаты коррекционной работы………………………...…………………204

2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности

Структура настоящей программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС и содержит в том числе значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, а также описания особенностей реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности.
2.1.1. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС

Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.

В соответствии с указанной целью программа развития УУД в основной школе определяет следующие задачи:

  • организация взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей по развитию универсальных учебных действий в основной школе;

  • реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, взаимосвязь способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов;

  • включение развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;

  • обеспечение преемственности и особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающегося. УУД представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой возрастного развития.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы – «инициировать учебное сотрудничество».
2.1.2. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса

К принципам формирования УУД в основной школе можно отнести следующие:

  1. формирование УУД – задача, сквозная для всего образовательного процесса (урочная, внеурочная деятельность);

  2. формирование УУД обязательно требует работы с предметным или междисциплинарным содержанием;

  3. образовательная организация в рамках своей ООП определяет, на каком именно материале (в том числе в рамках учебной и внеучебной деятельности) реализовывать программу по развитию УУД;

  4. преемственность по отношению к начальной школе, но с учетом специфики подросткового возраста. Специфика подросткового возраста заключается в том, что возрастает значимость различных социальных практик, исследовательской и проектной деятельности, использования ИКТ;

  5. отход от понимания урока как ключевой единицы образовательного процесса (как правило, говорить о формировании УУД можно в рамках серии учебных занятий при том, что гибко сочетаются урочные, внеурочные формы, а также самостоятельная работа учащегося);

  6. при составлении учебного плана и расписания сделан акцент на нелинейность, наличие элективных компонентов, вариативность, индивидуализацию.

По отношению к начальной школе программа развития УУД сохраняет преемственность, однако учебная деятельность в основной школе приближается к самостоятельному поиску теоретических знаний и общих способов действий. В этом смысле, работая на этапе основной школы, педагог должен удерживать два фокуса: индивидуализацию образовательного процесса и умение инициативно разворачивать учебное сотрудничество с другими людьми.

В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Решение задачи формирования УУД в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках факультативов, кружков, элективов.

2.1.3. Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений, а также особенностей формирования ИКТ-компетенций

Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности для всех видов образовательных организаций при получении основного общего образования.

Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.

Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;

  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как:

  • исследовательское;

  • инженерное;

  • прикладное;

  • информационное;

  • социальное;

  • игровое;

  • творческое.

В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые могут быть дополнены и расширены с учетом конкретных особенностей и условий образовательной организации, а также характеристики рабочей предметной программы.

В ходе реализации настоящей программы могут применяться такие виды проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный.

Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся –(автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

  • исследовательская практика обучающихся;

  • образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

  • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

  • ученическое научно-исследовательское общество– форма внеурочной деятельности, которая сочетает работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также включает встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;

  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

  • макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

  • постеры, презентации;

  • альбомы, буклеты, брошюры, книги;

  • реконструкции событий;

  • эссе, рассказы, стихи, рисунки;

  • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

  • документальные фильмы, мультфильмы;

  • выставки, игры, тематические вечера, концерты;

  • сценарии мероприятий;

  • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.

Итоги учебно-исследовательской деятельности могут быть в том числе представлены в виде статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа основного общего образования iconОсновная образовательная программа Основного общего образования
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования содержание
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5

Основная образовательная программа основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования муниципального...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования (далее...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 10

Основная образовательная программа основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования (...

Основная образовательная программа основного общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ооп ноо) разработана в соответствии со Стандартом, нормативно-правовыми...

Основная образовательная программа основного общего образования iconО. В. Антышева Основная образовательная программа
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования iconОбразовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
jara-doma.ru
..На главнуюПоиск