Национальная стратегия устойчивого развития кыргызской республики




НазваниеНациональная стратегия устойчивого развития кыргызской республики
страница1/26
Дата публикации12.09.2019
Размер2.29 Mb.
ТипДокументы
jara-doma.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Национальный совет по устойчивому развитию Кыргызской Республики

НАЦИОНАЛЬНАЯ

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
на период 2013-2017 годы


СОДЕРЖАНИЕ:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И ЗАЛОЖИТЬ ОСНОВЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ

2.11.Обеспечение военной безопасности 26

I.Обеспечение того, чтобы уменьшение риска бедствий являлось национальным и местным приоритетом при наличии прочной институциональной базы для осуществления. 52

II.Выявление, оценка и мониторинг факторов риска бедствий и 52

улучшение раннего предупреждения. 52

РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ 54

РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2017 ГОДЫ 54

Глава 7. УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ 57

7.2. Фискальная политика и управление государственным долгом 60

7.3.Внешнеэкономическая политика 62

8.2.Налоговая и таможенная политика 65

8.3. Инвестиционная политика 66

8.4. Развитие малого и среднего предпринимательства 67

8.5. Управление государственными активами и государственно-частное партнерство (ГЧП) 69

8.6 Развитие интеллектуальной собственности и инноваций 71

9.1. Банковский сектор 73

9.2. Проект создания «длинных денег» 79

9.3. Микрофинансирование 80

9.4. Страховая деятельность 83

9.5. Негосударственные пенсионные фонды 85

9.6. Рынок ценных бумаг 86

10.1. Агропромышленный сектор 89

10.2. Энергетика 95

10.3. Горная добыча 97

10.4. Транспорт и коммуникации 103

10.5. Туризм и индустрия услуг 105

Глава 11. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ 107


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СОСТОЯТЬСЯ КАК ГОСУДАРСТВО И

ЗАЛОЖИТЬ ОСНОВЫ УСПЕШНОГО

РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Глава 1. КЫРГЫЗСТАН И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

В последние годы в общественной, политической и экономической жизни Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее страны. Народ заплатил высокую цену за возможность построения на нашей земле независимого и сильного, процветающего государства.

В новейшей истории Кыргызстана первые шаги к восстановлению государственности, созданию собственной экономики и возрождению национальной культуры были сделаны в ХХ веке в составе бывшего Советского Союза. Наш народ достиг многого за советский период развития, но та эпоха безвозвратно ушла.

В 90-е годы в Кыргызстане были сформированы все основные институты государства. Наша страна принимает участие в деятельности многих крупнейших международных организаций.

Вместе с тем непоследовательность проводимой до последнего времени политики привела к тому, что многие международные эксперты и наблюдатели по-прежнему относят Кыргызстан в разряд “недееспособных” государств. Подвергаются сомнению перспективы самой кыргызской государственности.

    1. Страна без приоритетов или двадцать лет в режиме “выживания”

Кыргызстан должен найти свое место в быстро развивающемся новом мире. Два десятилетия после распада бывшего СССР прошли в режиме “выживания” народа Кыргызстана и оцениваются во многом как время “потерянных возможностей”. Принималось немало попыток улучшить ситуацию, в том числе при существенной поддержке стран-доноров и международных организаций (программы “Комплексная основа развития” (2001 г.), “Национальная стратегия сокращения бедности” (2003 г.), “Новая экономическая политика” (2009 г.), многочисленные отраслевые программы развития и др.). Однако из-за неэффективности государственного управления, коррупции, а также криминализации отдельных государственных структур в период правления первых двух президентов страны, они не смогли задать достаточный позитивный импульс развитию страны и в значительной степени не достигли цели.

Отсутствие последовательности и целенаправленности государственной политики не способствовали развитию приоритетных секторов экономики. В результате, в отличие от многих других республик бывшего СССР, Кыргызстан не смог за 20 лет найти своего достойного места в мировых экономических процессах. Экономика Кыргызстана не стала самостоятельной, ни тем более гармоничной составной частью центрально-азиатского региона или СНГ.

Еще до апрельской революции, по данным международных исследований, Кыргызстан по итогам 2009 года стал самым бедным государством в СНГ. За чертой бедности находилось около 32% от всего населения или более 1,7 млн. человек, из которых около 76% проживало в сельской местности; уровень безработицы, по официальным оценкам, превышал 8%, а по неофициальным – оценивался около 14-16%.

Перечисленные, а также многие другие факторы свидетельствовали о неспособности существовавшей до недавнего времени системы государственного управления обеспечить законность и вывести страну на путь устойчивого развития.

Вместе с тем серьезных выводов о состоянии кыргызской государственности и перспектив страны долгое время не делалось. Более того, разрушительные тенденции усиливались вследствие отсутствия законности, нерешенных проблем в экономике, социальной сфере, региональной политике, межэтнических отношениях.

Ожидания позитивных изменений после мартовской (2005 года) революции не оправдались, что вновь привело к народной революции и смене власти в апреле 2010 года.

    1. Ожидания и реалии постапрельского периода

Принятие новой Конституции, а также первые в истории независимого Кыргызстана свободные демократические выборы в 2010 и 2011 годах возродили надежды граждан на справедливость и достойную жизнь.

В то же время достигнутая за 2011 и 2012 годы стабильность остается недостаточно устойчивой. Возможность манипулирования внутриполитической ситуацией в стране в целом, в том числе и внешними силами, пока еще не исключена. Государство и процессы внутри страны все еще чувствительны к влиянию извне. В отсутствие собственного стратегического проекта развития зависимость страны от возможности негативного влияния внешних проектов остается высокой.

Значительная часть общества продолжает оставаться в депрессивном состоянии, его интеллектуальная составляющая значительно истончилась за последние два десятилетия. Отсутствуют эффективные механизмы воспроизводства и взращивания общественно-политической и профессиональной элиты.

Правовая система Кыргызстана неадекватна современным требованиям и вызовам. Ее состояние породило правовой нигилизм в обществе, а также в самих институтах государства.

Государственное управление до настоящего времени находится в транзитном периоде. В результате многочисленных реформ изменена форма правления, но методы работы органов государственного управления, принятия ими решений и их исполнения остаются прежние. Отсутствует постоянная коммуникация между органами государственной власти. Зачастую выработка решений основана на узкоотраслевых и корпоративных интересах, решения носят краткосрочный характер.

Система государственного управления дает сбои и по вертикали, и по горизонтали. Остается слабой и неэффективной коммуникация между центральными и местными органами власти. Функции и полномочия органов власти на областном и районном уровне размыты, не подкреплены реальными механизмами их реализации. Ресурсы большинства местных органов государственной власти и местного самоуправления ограничены, что не позволяет им в полной мере выполнять свои функции и обязательства.

Формируемые в последнее время общие площадки выработки решений еще недостаточно эффективны, что не позволяет вырабатывать единые подходы при решении задач на государственном уровне.

    1. Общенациональный проект развития – стратегическое видение

В обществе сформировалась консолидированная позиция о необходимости разработки и реализации общенационального стратегического проекта устойчивого развития Кыргызской Республики. При этом решение наиболее острых общественно-политических, экономических, социальных, идеологических, региональных и межэтнических проблем неразрывно связано с задачами сохранения и укрепления кыргызской государственности, национальной безопасности страны.

Неустойчивость темпов экономического роста, неопределенность социальной политики служат наглядным подтверждением несформировавшегося за двадцать лет осознанно выбранного курса страны, поддерживаемого большинством народа. За время существования суверенного государства так и не был найден общественный консенсус о том, какую страну мы хотим построить, какое оно –будущее Кыргызстана?

Страна далее не может развиваться без четко обозначенных целевых ориентиров, поддерживаемых народом, общество не может быть стабильным без ценностей, разделяемых большинством населения. Кыргызстан сегодня остро нуждается в наличии стратегического документа, отражающего общее видение будущего, показывающего основное направление развития страны на пятилетний период.

Важно определить цель, путь к которой органично вписывается в мировоззрение кыргызстанцев и позволяет использовать знания и опыт, накопленные в предыдущие исторические периоды развития страны. Движение к цели должно быть понятно и выгодно подавляющему большинству кыргызстанцев, вписываться в их личные и корпоративные планы, интересы и помогать в реализации этих планов.

В связи с этим Национальный совет по устойчивому развитию Кыргызской Республики предлагает свое видение будущего страны, обозначает главные направления и приоритеты деятельности, которые должны быть неизменны даже в случае смены правительств. Пятилетняя Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики является первым государственным документом, обозначающим основные направления политического, экономического и социального развития страны, разработанного в новом формате политического устройства страны.

Наше стратегическое видение Кыргызстана в долгосрочной перспективе - сильное и независимое государство, входящее в число развитых стран, комфортное для жизни людей, с обеспечением защиты их прав, свобод и безопасности, многоязычной и доброжелательной внутренней средой, соблюдением законности, высоким уровнем образования, здоровой окружающей средой, общественной стабильностью, международным имиджем благополучной страны, устойчивым ростом экономики и высокой привлекательностью для инвесторов.

В ближайшие пять лет (в период 2013-2017 годы) перед Кыргызстаном стоит задача состояться как демократическое государство с устойчивой политической системой, динамично развивающейся экономикой и стабильно растущими доходами населения.

Обеспечить решение данной задачи призвана настоящая Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы (далее - Стратегия).

Предусмотренные Стратегией меры в различных сферах политики, а также конкретные действия предполагают их увязку с бюджетным процессом и обеспечение необходимыми финансовыми и иными ресурсами. Мы не должны опираться на голые фантазии и строить нереальные планы. Нет необходимости копировать какие-то чужие модели, становиться чьей-то копией. Мы можем быть только Кыргызстаном, находить свои пути развития и опираться на собственные возможности.

Стратегия устойчивого развития должна стать ориентиром для выработки превентивных решений по отношению к внутренним и внешним рискам развития на среднесрочный период и формирования основ для устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Наличие стратегического видения будущего страны позволит реализовать проекты и планы в рамках среднесрочных программ, которые будут способствовать достижению долгосрочных целей развития страны. Синхронизация среднесрочных программ с долгосрочными целями поможет устойчивому развитию Кыргызской Республики и успешной интеграции страны в мировую экономику. Данная стратегия призвана показать вектор совместного движения государственной власти и общества по пути построения новой страны.

    1. Пятилетка созидания (2013-2017 годы): состояться как государство и заложить основы успешного развития Кыргызстана

В ближайшие пять лет Кыргызстан должен состояться как государство, а общество - обрести уверенность в успешности развития. Это возможно, если государство и общество в рамках реализации Стратегии сосредоточат свои усилия на реализации трех обязательных условий – это:

- опора на собственные возможности;

- обеспечение верховенства права и законности;

- достижение единства.

В 2012 году органы государственной власти Кыргызской Республики, в том числе в рамках Совета обороны Кыргызской Республики, приступили к разработке и реализации ряда стратегических документов (концепций, программ, доктрин и др.) в сфере национальной безопасности, внешней политики, обеспечения законности, прав человека, борьбы с коррупцией, решения межэтнических, межрегиональных, религиозных проблем, создания работоспособной системы государственного управления и эффективной государственной службы, развития местного самоуправления.

Данная работа основывается на положениях Конституции Кыргызской Республики, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Кыргызской Республики и находит свое отражение в системе законов, в актах Президента Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики.

Разрабатываемые стратегические документы исходят из настоящей Стратегии и, в совокупности с ней, станут планом государственного строительства на ближайшие годы с указанием способов, направлений и этапов достижения поставленных целей. Все предусматриваемые меры политики, а также конкретные действия по реализации концепций и программ развития будут увязываться с бюджетным процессом, обеспечиваться необходимыми финансовыми и иными ресурсами. В реализацию Стратегии необходимо вовлечь все органы государственной власти, местного самоуправления, гражданского общества, всех активных кыргызстанцев.

Важно, чтобы общественно-политическая и профессиональная элита страны осознавала, что без опоры на собственные возможности, без обеспечения верховенства права, законности и без достижения единства нельзя рассчитывать на процветание страны и достойный уровень жизни граждан.

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ

2.1. Укрепление правовой системы, как базовое условие построения в Кыргызстане правового государства

Правовая система Кыргызстана в целом, во всех ее элементах (нормативная база, совокупность государственных и негосударственных правовых учреждений и совокупность правовых идей и взглядов (правовая культура, правовая идеология, правовая наука), неадекватна современным требованиям и вызовам.

Нормативная база характеризуется несбалансированностью и несистемностью (внутренней противоречивостью), перманентной изменчивостью, вызванной сиюминутными интересами отдельных групп без должного обоснования.

Такая нормативная база дезорганизует работу государственных, в том числе высших органов государственной власти, и негосударственных юридических учреждений (общественных профессиональных организаций и граждан). Исполнять требования противоречивого и нестабильного законодательства становится тяжелым и неблагодарным трудом как для представителей государства, так и простых граждан. В таких условиях создаются объективные предпосылки для появления у государственных служащих, применяющих закон и обеспечивающих его исполнение другими лицами, дискреционных полномочий и желания их использовать в корыстных интересах, а у граждан – открытого неуважения к закону и к власти.

Указанная ситуация усугубляется слабостью правовой культуры как в нормотворческих органах, так и в обществе, отсутствием хорошо налаженной связи с наукой. Такое ее состояние порождает правовой нигилизм в самих институтах государства, отсутствие законности в деятельности государственных органов и их должностных лиц, а также в обществе и в поведении граждан и их объединений.

Установление законности, основанной на принципах уважения, защиты и обеспечения прав человека во всех сферах общественной, политической и экономической жизни страны является главным фактором стабильности, устойчивости государства и успешного развития Кыргызстана. Отсутствие законности и пренебрежение законными интересами граждан дважды привело к революционной смене власти в Кыргызстане.

Поэтому важнейшим направлением работы всех ветвей государственной власти становится формирование действительно правового государства, укрепление правовой системы государства, обеспечение верховенства права и законности во всех сферах жизни. Кыргызстан находится лишь в начале этого пути и, для выправления сложившейся ситуации в течение следующих 5 лет предстоит сконцентрировать усилия на следующих направлениях:

  • установление реального верховенства права, когда принимаемые законы или иные правовые акты, а также практика их применения полностью соответствуют духу Конституции;

  • обеспечение законности, когда ни один орган государственной власти, местного самоуправления или должностное лицо не смогут совершать действия за пределами рамок, установленных законом;

  • обеспечение реального приоритета прав и свобод человека и гражданина, включая совершенствование работы института Омбудсмена;

  • преодоление отчуждения между властью и населением, достижение существенного роста доверия населения к государственной власти, органам местного самоуправления и их должностным лицам;

  • выстраивание эффективной системы разделения властей, обеспечивающей их согласованное функционирование и деловое взаимодействие в вопросах устойчивого развития страны с учетом самостоятельности и независимости ветвей государственной власти;

  • повышение ответственности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц перед народом и осуществление ими своих полномочий в интересах народа;

  • завершение судебной реформы, повышение независимости и авторитета судебной власти в защите с ее помощью прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также законных интересов государства и общества;

  • формирование работоспособной модели государственного управления, обеспечение четкого и слаженного функционирования государственного аппарата, эффективной и скоординированной работы центральных и территориальных органов власти, органов местного самоуправления;

  • обеспечение согласованности действий законодательной и исполнительной ветвей государственной власти, иных органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, в том числе бизнес-сообщества относительно целей и путей развития страны, а также готовности разделить ответственность за совместно принятые решения.

Необходимо начать процесс консолидации органов государственной власти, добиться их внутреннего единства, укрепить властную исполнительную вертикаль. При этом необходимо создать условия для децентрализации некоторых государственных функций и полномочий на уровень местного самоуправления или общественных организаций, а также для государственно-частного партнерства.

Правовое государство должно развиваться как целостный живой организм, в котором все системы функционируют слаженно и планомерно. Каждая реформа – политическая, судебная, управленческая, экономическая - должна стать звеном в общей цепи правовых преобразований, т.е. вписываться в единую целостную стратегию устойчивого развития Кыргызстана.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Национальная стратегия устойчивого развития кыргызской республики iconНациональная стратегия устойчивого развития кыргызской республики
Единство народа как условие сохранения государственности и успешного развития 34

Национальная стратегия устойчивого развития кыргызской республики iconНациональная стратегия устойчивого развития кыргызской республики
Обеспечение того, чтобы уменьшение риска бедствий являлось национальным и местным приоритетом при наличии прочной институциональной...

Национальная стратегия устойчивого развития кыргызской республики iconО выполнении Плана мероприятий по реализации Программы Правительства...
Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики по развитию гражданской авиации Кыргызской Республики...

Национальная стратегия устойчивого развития кыргызской республики iconПрограмма по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы Введение
Кыргызской Республики и войдет в историю страны, как период испытания на прочность кыргызской государственности и всей системы государственного...

Национальная стратегия устойчивого развития кыргызской республики iconСправка-обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики «О ратификации...
Закона Кыргызской Республики «О ратификации Соглашения о финансировании между Кыргызской Республикой и Международной ассоциацией...

Национальная стратегия устойчивого развития кыргызской республики iconГосударственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной...
Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический...

Национальная стратегия устойчивого развития кыргызской республики iconСтратегия развития жилищно-коммунального комплекса
Стратегия развития жилищно-коммунального комплекса ханты-Мансийского автономного округа Югры до 2030 года

Национальная стратегия устойчивого развития кыргызской республики iconАдминистрация Предгорного муниципального района Стратегия социально-экономического...
Анализ и стратегия развития отдельных социально-экономических и хозяйственных комплексов предгорного района

Национальная стратегия устойчивого развития кыргызской республики iconНациональная стратегия
В последние годы в общественной, политической и экономической жизни Кыргызстана происходят важные изменения, определяющие будущее...

Национальная стратегия устойчивого развития кыргызской республики iconВ настоящее время необходимость формирование стратегии развития муниципальных...
Стратегия-это долгосрочный план развития муниципального образования, основанный на выбранной концепции развития и долгосрочных прогнозах,...




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
jara-doma.ru
..На главнуюПоиск